Обратная сторона Парижа, или Экскурсия в музей парижской канализации

Римские власти в период своего правления наградили Париж первой системой отведения стоков, необходимой для обслуживания бань. Однако впоследствии столица Франции погрузилась в великое зловоние, сопровождаемое распространением инфекций. Но постепенно этот прекрасный город выходил из смрада нечистот благодаря старанию специалистов, развивающих канализационную сеть. Именно этому процессу посвящена экспозиция Музея парижской канализации.

Немного истории

Долгое время система водоснабжения и водоотведения города была очень примитивна. Из Сены брали воду, возвращая ей нечистоты. Естественно делалось это хаотично. Поэтому не удивительно массовое распространение таких инфекций, как брюшной тиф, холера и т. д. Да и ароматы во французской столице были соответствующими.

Первые попытки облагораживания сточной сети датируются еще XII веком. Но ни эти меры, ни работы, проводимые по приказу Людовика XIV и Наполеона, не были совершенны. Эффективность система водоснабжения и водоотведения начала обретать лишь в XIXвеке благодаря инженеру Бельграну, а также префекту барону Осману.

Инженер провел колоссальную работу не только по проектированию новых подземных объектов, но и исследованию уже имеющихся тоннелей, которые были включены в общую систему. Он еще умудрился ускорить и удешевить рабочий процесс, пустив слух о нахождении в подземельях сокровищ: люди в процессе поисков вынесли на поверхность кубометры подземной грязи.

Преобразования были настоящим прорывом, поэтому неудивительно, что обыватели хотели осмотреть канализационные тоннели. Для этих целей с 1890-х их перевозили по подземным каналам на специальном поезде, а после 1920 года до 1975 года посетителей транспортировали на лодках.

В 90-е годы прошлого века началась большая реконструкция всей системы водоотведения и утилизации стоков, подарившая сетям автономные компьютеризированные системы очистки. Преобразовался и экскурсионный маршрут.

Что представляет собой музей сегодня?

Современная канализация французской столицы – это огромная сеть подземных тоннелей, общая протяженность которых превышает 2 000 км. Они копируют сеть улиц, причем не только направления и названия, но и рельеф и ширину.

Легально можно побывать лишь на небольшом участке парижской канализации, который находится рядом с мостом Альма и включает в себя 4 основных элемента:

  • систему, защищающую от наводнений на Place de la Résistance;
  • большой коллектор авеню Bosquet;
  • канал южного выпуска, отводящего стоки на станцию очистки в Ашере;
  • подводку улицы Cognacq-Jay.

Это и есть музей, отличающийся от остальной сети тем, что для посетителей созданы специальные дорожки, а также существует достаточно эффективная система вентиляции воздуха. Благодаря последней мере запахи здесь не так сильны, как ожидают многие посетители. Однако надеяться на чистый воздух все же не стоит.

Помимо проходящих под потолком действующих труб, внутри музея расположены плакаты и интерактивные стенды, помогающие понять, как устроена система водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Парижа. На них же описана история развития сети.

В настоящих канализационных тоннелях расположены и различные экспонаты.

  1. Как и некоторые выставочные образцы, прозрачной витриной защищен бюст основоположника современной парижской подземной сети Бельграна.
  2. Историю развития канализации передает выставка старого оборудования. Здесь вы увидите старинную насосную станцию, огромные деревянные шары, используемые когда-то для прочистки канализации, небольшой поезд, при помощи которого из тоннелей вывозили песок. Все экспонаты снабжены плакатами с описанием техники их применения.
  3. Представлено в музее и современное оборудование, например автоматическая станция мониторинга воды из Сены, определяющая такие важные показатели, как растворенный кислород и аммоний.
  4. Оживляют выставку реалистичные манекены в рабочей форме.

Кстати, своеобразную подземную атмосферу создают и чучела крыс, расположенные в углах.

В общем, Музей парижской канализации понравится тем, кто любит необычные выставки и неравнодушен к технике и ее развитию.

Полезная информация

Для заинтересовавшихся обратной стороной Парижа музей работает с 11.00 ежедневно, кроме четверга и пятницы. Время закрытия зависит от сезона: с мая по сентябрь музей работает до 17.00, а в остальной период – до 16.00.

Познакомиться с парижской канализацией можно по адресу 93 Quai d’Orsay, добравшись на метро по линии RERдо Pont de I’Alma.

Информация на стендах и плакатах дана на французском и английском языках. Если хотите пройтись по музею с гидом, то необходимо заранее записаться. Минимальный размер экскурсионной группы с таким сопровождением – 10 человек.

За вход нужно будет заплатить около 4,5 евро за взрослого и 2,5 евро – за ребенка.

Международный аэропорт «Шарль-де-Голль» в г. Париже

Это не только главный французский, но и один из ведущих европейских аэропортов. Ежедневно он принимает пассажиропоток численностью свыше 150 тысяч человек, прибывающих и улетающих как в различные города Франции, так и в другие страны мира.

Триумфальная Арка

​Триумфальная арка является, пожалуй, самым знаковым из всех французских памятников, и без сомнения, одним из самых впечатляющих. А со смотровой площадки, расположенной на 50-метровой высоте, можно насладиться одними из лучших видов Парижа.

Опера Гарнье

Опера постройки 19 века – одно из самых роскошных зданий в Париже и один из самых известных оперных театров в мире. По заказу Наполеона III, она была создана Шарлем Гарнье в популярном тогда стиле изящных искусств с тяжелыми стеклянными люстрами, широкими мраморными лестницами и позолоченными украшениями. Сейчас Парижский театр балета, вмещающий 2000 посетителей и блистательный как прежде, – must-see для каждого, кто отправляется в столицу Франции.